SALE. Или великая теледепрессия


- Ты знаешь, ощущение такое, что нас толкнули на «распродаже», как запчасти ворованной машины, – сказал мне мой приятель, журналист из бывшего ТВС, который сейчас снова вернулся на НТВ. - Распатронили хорошую машину, разобрали ее на части и продали за бесценок…

Так думает не только мой приятель. Закрытие ТВС чудовищно обесценило не только телеэфир, но до предела снизило престиж самой профессии. Большинство талантливых людей, закончивших журфак, отправляются сегодня в пи-ар агентства, минуя даже двери телевизионных компаний. Журналистика, которая некогда ассоциировалась у многих с совестью нации, окончательно превратилась во вторую древнейшую профессию.

Журналисты становятся инструментом власти, который грамотно используют захватившие Останкино чиновники. У них на все есть расценки, включая самих людей, они давно научились считать. Когорту лучших журналистов с почившем в бозе ТВС, включая Михаила Осокина, взяли на НТВ с понижением зарплаты на 30 процентов. Не потому, что хотели сэкономить, а - чтобы другим не повадно было.

- Идти некуда… - жаловался мой приятель, – Всюду одно и тоже. Один и тот же потолок зарплаты, одни и те же условия работы. Хуже всего, что им не нужны таланты, им нужен середняк, на котором можно пахать днем и ночью, не слезая…

Все это напоминает эпоху Гостелерадио, когда журналист за стабильную зарплату и набор продуктов к празднику был готов работать даже подставкой для микрофона. Хотя те времена, чего греха таить, многие вспоминают с радостью. Журналист, во-первых, мог рассчитывать на премию три раза в год, во–вторых – на путевку в санаторий, в-третьих – на очередь на квартиру и в-четвертых – на выделение участка под дачное строительство. Было же наверняка еще и в-пятых и в-шестых…Сегодня же из всех благ – смутное обещание заплатить вовремя зарплату. Не долгий ренессанс телевидения, который начался с приходом на НТВ Олега Добродеева, сменился долгой депрессией, которая, в конце концов, вызвала «перепроизводство» талантов. То, как приняли журналистов ТВС на НТВ, напоминает Америку 30–х годов, когда пшеницей топили печи, чтобы не продавать ее за бесценок. Репортерам ТВС, кстати, так никто и не заплатил заработанных денег.

- Как ты живешь? – спросил я Марьяну Максимовскую, которая ушла на РЕН-ТВ по приглашению Ирены Лесневской.

- Да так и живу. Со мной пятнадцать человек. Все, кто работал на ТВС. Утром захожу на рынок, покупаю фрукты, чай, кофе, все приношу сюда. Я же больше зарабатывала…

- Не скучаешь по Останкино?

- Да упаси Боже! По чему там скучать?! По «кафе-Максу», с его булочками по сто рублей? Не знаю почему, но третий этаж, где мы работали, так и не стал для меня своим. Я все время там чувствовала себя не на месте. Какие–то люди со…странными лицами, все ходят туда –сюда…После камерной обстановки НТВ, это было порой невыносимо. А здесь на РЕН–ТВ я на месте. Вчера я наблюдала здесь потрясающий эпизод. Выхожу в коридор, вижу - бежит на встречу редактор, радостная, глаза сияют, и говорит: «Бобры, бобры…»

- Бобры?. . - спрашиваю, а сама думаю, мало ли что с девочкой. – Она говорит: « Да, бобры! Вы не видели только что, какой у нас потрясающий сюжет вышел про бобров!» Нет, говорю, не видела, к сожалению. Понимаешь, они радуются правильным вещам: что у них что–то получилось, у них творчество. А мы уже ничему не удивляемся. Но может быть и правильно, что я сюда попала. Здесь такая… провинция. Идешь по коридору –люди тебе улыбаются, хорошо…

Марианне можно сказать повезло. На РЕН–ТВ она работает в должности заместителя главного редактора. У нее своя программа, которую она пока не знает как назвать, и штат сотрудников, из которых всего двое корреспонденты. Куда в худшей ситуации оказались те, кто решил из Останкино не уходить. Выбор оказался невелик. Из центральных каналов – «Первый», НТВ. Из нецентральных – 7 ТВ, «Московия». Офисы каналов ТВЦ и РТР находятся вне останкинского телецентра. Основная масса репортеров подала заявление на работу в НТВ. Среди них лауреат «ТЭФИ» Илья Зимин, журналисты Евгений Маслов, Айрат Шавалиев, Константин Точилин, Вадим Такменев, Евгений Сандро, сам Евгений Киселев и другие. Как и следовало ожидать, такой наплыв журналистов вызвал на канале девальвацию профессии. Но худшее, как говорят впереди. Руководство НТВ планирует провести в сентябре «тотальную чистку». Многих из ныне работающих сотрудников уволят. Трое бывших тэвээсовцев - Евгения Саяпина, Иван Волонихин и Петр Косенко - подались на канал «Московия». В последнее время он стабильно набирает обороты. Корреспондент Ашот Насибов, следуя примеру своего приятеля по НТВ Александра Абраменко, связал свою судьбу со спортом. Говорят, он не жалеет о таком выборе. Хотя многие считают, что и на канале «7 Тв» вскоре наступят плохие времена. После того, как у компании отобрали лицензию на право показа футбольных матчей, руководство канала скорее всего тоже будет вынуждено провести сокращения. Что касается бывшего главного редактора службы информации РТР Александра Абраменко, то он с недавнего времени занимает должность шеф–редактора на канале «Спорт». Бывший главный редактор службы информации ТВС Григорий Кричевский, казалось бы, единственный, кто выиграл во всей этой ситуации. Он ушел на РТР и возглавил проект по созданию круглосуточного информационного канала. Но по последним данным, он будет руководить лишь Медиа-социумом. Производить саму телевизионную продукцию, человеку «запятнавшему» себя работой на мятежном ТВС не доверили. Это будут делать другие структуры. Вот и все о перестановках. Куда пойдут те, кого уволят осенью – неизвестно. Известно лишь, что они наверняка будут ненавидеть тех, из–за кого их уволили. И напрасно. Потому что ненавидеть надо ту уродливую экономическую систему, которая не позволяет в нашей стране развивать телевидение. По большому счету оно уже сейчас превратилось в одного большого государственного монстра, каким было до начала перемен в начале 90–х годов. Если посмотреть, кому принадлежат акции ведущих телеканалов, то можно убедиться, что все они принадлежат людям, близким к властным кругам. Им нет необходимости дарить репортерам подарки за хорошую работу или говорить о развитии телевидения, как это делал, например, опальный олигарх Гусинский. Им не надо платить бешеные деньги, как это делал Борис Березовский. Зачем? Все и без этого будет работать. Этих акционеров и банкиров никто или почти никто не знает в лицо, они не появляются на публике и не участвуют в отборе талантов на «ТЭФИ». Им не нужны лавры Тэда Тернера. Телеканалы они держат в кармане, как «Бульдог», «Магнум» или «ТТ», стреляя из них по мере необходимости. Забавная игрушка, да? Кому интересно, чем живет страна, если нужно кого–то «замочить» с телеэкрана? Оттого и генпродюсеры на телевидении все больше походят на приказчиков: «Кого-кого? Не извольте сумлеваться!». Пора признать, что телевидение захватили люди, которым в одинаковой степени плевать, как на судьбу телевидения, так и на людей, которые там работают. Оттого и не выделяют талантов, и оттого так убого содержание новостей, так однообразна и скучна тематика обозрений и репортажей. На телевидении уже давно не появлялось ни громких имен, ни талантливых ведущих. Они ЭТОМУ телевидению просто НЕ нужны. На НТВ они растворяются в Леониде Парфенове, как аспирин «Упса» в бутылке «Боржоми», на других каналах – им не дают выйти дальше репортерских рамок, чтобы не тратиться на прибавку к заработной плате. Отдельный разговор о выдвижении на «ТЭФИ», но об этом как–нибудь в другой раз. Побившись головой об стену, журналисты уходят в черный пи-ар. Там их талантам найдут достойное применение. Следующим шагом – не знаю, как чиновники до этого не додумались раньше – по логике должно быть упразднение профессии телевизионного журналиста. Это серьезно. Что мы имеем в активе? Новости, которые давно делаются по шаблону. Вот типичная верстка. Сюжет 1 –й – катастрофа или несчастье (неважно откуда, хоть из северной провинции Австралии, главное – побольше трупов). Сюжет второй – убийство в Москве (очередное или просто громкое). Сюжет третий – разборки на предприятии в городе Ухтомске (Томске, Челябинске, Брянске). Сюжет четвертый – репортаж о выборах во Владивостоке (Хабаровске, Вилюйске). Сюжет пятый – о пробках в Москве. Сюжет шестой – изюминка. Заметки о карнавале в Мехико, собирателе использованных презервативов из Амстердама или чудаке из штата Огайо, который играет на трубе, пардон, не губами. Третий и четвертый сюжеты уже оплачены пи-ар компаниями. Их сделали на местах. Зачем здесь журналисты? Все сообщения есть на телетайпной ленте. Их в незначительной редакции могут зачитывать дикторы. Журналистов можно нанимать на разовые проекты. Это и дешевле, и мороки меньше. Хотите жаловаться? Пожалуйста. Для этого есть специальный профсоюз, который возглавляет бывший чиновник от телевидения Александр Любимов. Он во всем разберется. Если так хорошо пойдет и дальше, то любой богатый лавочник, мечтающий стать сенатором, подъехав к телецентру, сможет вскоре за небольшое вознаграждение нанять себе в качестве райтера на недельку - того же Лобкова или Светлану Сорокину. Подумаешь, звезды… К народу надо быть ближе! У входа в телецентр вывесить прейскурант – кто сколько стоит и табличку SALE. А можно с этой табличкой всегда ходить.


Источник : www.press-attache.ru, 14 августа 2003 г.

Ссылки по теме :

· Каталог телекомпаний
КиберГород.Ru - каталог РуНета